Central Europe - Part 2

Глава вторая

День четвертый. Зальцбург.

Вызвав утром такси, мы сразу уяснили, что водитель - наш "земляк". На вопрос, откуда он, последовал ответ, что из Ленинграда, но в процессе поездки обмолвки "... вот у нас в Карелии" и "... и когда мы в следующий раз были в Ленинграде" выдали настоящую родину. Оказалось, что в Вене он давно, шoферит потихоньку, старается не говорить "хенде хох" и "Гитлер капут!" через слово, смотрит Первый канал, недоволен тем, что происходит в России, в общем, стандартный набор. Расспросил нас, как нам живется в стране американских капиталистов. За разговором время пролетело незаметно, и мы уже на вокзале. Билеты, сок в дорогу, жена в Интернет кафе ответить на почту, а тут и поезд подошел. Ехать было около 3-х часов, купе мы заняли полностью, поездка прошла хорошо и не утомительно. Одно огорчило - я ожидал видов из окна, но виды были похожи на украинские. Поля, пролески, коровы, стога. Для ребенка это был первый раз, когда он ехал поездом, вроде понравилось. Вообще поездки по Европе на поезде всегда оставляли у меня впечатление езды из Синельниково в Харьков - поля вперемежку с тракторами и унылым производственным ландшафтом. Посмотрел в окно, потом пол-часа играл в карты или пил водку, посмотрел опять, а там все то же самое.
Ну суть да дело, доехали до Зальцбурга, выгрузились, подошли к такси. Водитель - женщина, жеманно так говорит мне:
- Битте-дритте, так как я фройляйн (польстила себе) и, так сказать, слаба, не могли бы вы, мой херц, закинуть ваши чемоданен в багажник сами?Ну что делать, это, конечно, не тот сервис, которого мы ожидали, но чемоданы погрузили и поехали. Довезла она нас до гостиницы и опять радостно глазами хлопает - мол, битте-дритте, освобождайте заднюю полость в моем тарантасе. И я опять занялся зарядкой за свои деньги. Поселились в гостиницу - хорошая, уютный номер, в тихом районе, немного далековато от центра, но все остальное просто замечательно.
На Зальцбург у нас было 1.5 дня, поэтому программа посещения была насыщенная - замок, старая часть города, не туристическая пивная и ресторан, сады Мирабел, ну и, если успеем, в госпиталь, снять швы.
Зальцбург понравился - старинный, уютный городок, жители приветливы, улицы ухожены и т.д. Смотреть в городе надо замок на скале с названием, начинющимся с Хохен. Дальше идет продолжение из нескольких десятков букв. У меня иногда такое впечатление, что немцы целые предложения пытаются втиснуть в слова.
Замок в основном интересен видом и коллекцией средневековых кукол, старая часть города - парой чудных кафе и двумя-тремя магазинчиками с антиквариатом. В садах Мирабелы хорошо, народ сидит по лавочкам и читает книги, в беседке играет духовой оркестр, в полдень наблюдали марширующий оркестр. Мы всегда стараемся по возможности посетить как минимум один ресторан или кафе вдали от туристических троп, чтобы почуствовать хоть немного местный колорит. Так вот, в Зальцбурге мы ужинали в местном пивном павильоне. Куча местных, многие после работы, пиво течет рекой, столы еле успевают протирать для новых посетителей, на кухне дым столбом под музыку, похожую на военную интерпретацию "Ах мой милый Августин". Девушка-официантка, подлетев, натараторила нам минуты на две на языке Моцарта и замерла в ожидании. Я открыл рот, чтобы ответить, но жена, памятуя горький опыт моего общения с немцами в Венеции, успела вклиниться. Несколько секунд фройляйн переваривала полученную на английском информацию, затем куда-то убежала. Минут через пять к нам подошел парень-официант и объяснил, что нас будет обслуживать он, как единственный, кто знает английский. Еда оказалась вкусной, но по-домашнему тяжелой, а может виновато было пиво, но после этого ужина мне хотелось стучать ритмично кружкой по столу и петь что-нибудь эдакое, боевое и объединяющее.
Утром следующего дня мы сходили за машиной (брали в рент в Еврокар), забрали вещи из гостиницы, попрощались с хозяйкой в вестибюле и отправились в авто-путешествие в Чески Крумлов.

День пятый. Граница. Чески Крумлов.

Дорога по Австрии к границе была очень живописна в районе Зальцбурга, потом, правда, она сменилась самым обычным пейзажем. Еще в Сан Франциско я взял взаймы европейский ДжиПиЭс и, надо отдать должное, он нам основательно помог. Во время езды по Австрии вообще проблем на возникало, если не обращать внимания на то, что прибор пытался провести нас к границе кратчайшей сельской дорогой.
Оказалось, что сельские дороги в Австрии не так уж плохи, и наш дизельный Гольф с ними легко справлялся. Последние километров 20 перед границей были просто изумительны, чудесный лес с опушками, места красивейшие.
И вот она, граница. Железный, кое-где заржавевший сарай с чешской стороны, шлагбаум и автоматчик. С австрийской - одинокий столб с видео камерой. Ну подъезжаем мы, значит, к границе, тормозим, подходит к нам хмурое рыло в фуражке и с Калашниковым наперерез. Просит документы, подаю, он начинает их читать и впадает в ступор. Паспорта американские, имена и фамилии - русские (уж это-то он понимает), едем из Австрии в Чехию. Комбинация, может, и не такая тяжелая, но, судя по его лицу, спал он мало, а из еды вчера у него была сливовица под пиво. Что и чувствуется при каждом издаваемом им звуке.
Минуты через 3 он осознал необходимость отпустить паспорта, тем более, что за нами собралась очередь из машин. Пограничник свистнул соловьем, и на его зов показался его командир, судя по всему, вчера они ужинали вместе. Голова у командира, видно, болела сильнее, он взглянул на обложки паспортов, крикнул нам что-то и пошел вглубь Чехии. Жена потихоньку поехала за ним. Шагов через 20 пограничник передал наши паспорта человеку в штатском с жетоном, на котором было написано "полиция". И тут началась проверка, занявшая минут 5, после чего нас впустили в Чехию.
Ну едем мы, значит, по дороге, и тут наш сын говорит:
- Мама, а почему ты посреди дороги едешь?
Мама и папа растерянно пялятся на дорогу и понимают, что да, ребенок прав, едем посредине. Просто потому, что сразу за пограничным пунктом дорожная разметка кончилась. По бокам ограничителем выступают два кювета, а вот всех этих полосочек, светоотражателей и т.д и т.п. никогда тут и не было. А дорога еще и петляет. Приняли мы вправо, а минуты через две нам навстречу грузовичок выскочил, небольшой, на пол-тонны, но мы-то на Гольфе.

До Ческого Крумлова нам было не так уж далеко, но ностальгия нахлынула, как волна, которая неожиданно накрывает тебя с головой. Дорога проходит через маленькие села и поселки - сходство с Союзом поразительное. Пьяные мужики возле ларьков или сельмагов с пивом. Придорожная торговля со стульев дарами садов и полей. Дороги. По этим дорогам сразу после карет средневековья ездили танки и трактора, и никто дороги не чинил. Иногда ляпали то тут, то там асфальт в особо глубокие выбоины, но на этом ремонт заканчивался. Ах да, наш ДжиПиЭс в чешской сельской местности заблудился поначалу. Когда мы сьехали с проторенной дороги, я не обеспокоился, когда поехали по колее - слегка, а вот когда, вынырнув под радостные крики ребенка из очередной лужи-озера, выехали на площадку перед сараем времен Первой Мировой, перед которым мужик точил косу - я понял, гдe-то мы не там свернули. Но ничего, обошлось, он нам помахал косой, мы ему ручкой и обратно, через озеро-лужу, к шоссе и в Чески Крумлов.

Въехать в Чески Крумлов оказалось нелегко - городок малюсенький, улочки рассчитаны на то, что в ниx должны разминуться 2 человека среднего сложения или один проскакать на коне, везде одностороннее движение. Сделав полукруг вокруг города и укнувшись в полдюжины кирпичей, мы остановились около маленького магазинчика пряжи. Хозяйка была приветлива, но ни по-английски, ни по-русски она не говорила. В конце концов я выложил на прилавке узором нашу проблему. Посмотрев на мое творчество, бедная женщина вздрогнула, на секунду задумалась и достала из-под прилавка карту местности в маштабе почти 1:1. Я радостно заржал и попытался взять карту, но не тут-то было: женщина вцепилась в нее двумя руками и затараторила по-чешски с таким надрывом, что и без перевода можно было понять, что, чтобы забрать у нее карту, мне придется разжимать холодные пальцы ее трупа. Тогда я, недолго думая, достал ручку и смело нарисовал ей на карте мое понимание того, где мы находимся, куда нам надо ехать и откуда мы взялись. Закончив эти рисунки, я поднял на нее глаза, ожидая, что теперь она так же подробно прорисует нам наш дальнейший маршрут. Она смотрела на меня взглядом ребенка, у которого только что забрали любимого мишку, оторвали ему все лапы и голову и протягивают назад со словами: "Смотри, какая чудная получилась подушечка!". Взгляд жены выражал немой вопрос - "Зачем?". Единственное, что я смог выдавить - "Оооо..."
Бедная женщина, по-прежнему в состоянии растерянности, протянула руку и пальцем провела по необходимым нам улицам. Я смущенно положил на стойку 5 евро, и мы поспешно ретировались. Гостиница была чудесная, выходила на центральную площадь. Сдав вещи и запарковав машину, мы обошли вокруг площади. Малый обнаружил музей пыток, и нам пришлось его посетить. Надо сказать, что ребенок, начиная с этого момента, живо интересовался тем, как, кого и каким именно способом умерщвляли в центре Европы.

День шестой. Средневековье. Казематы и подземелья.

Встав с утра пораньше на следующий день, мы посетили главную достопримечательность Крумлова - замок. Вид оттуда изумительный: в речной петле зажат малюсенький городок из скучившихся домиков с красными крышами. Как у всякого замка, у этого было несколько особенностей для привлечения туристов. Медведи в вольерах, театр, один из старейших в Центральной Европе, спальня, где, по рассказам экскурсовода, таки да не только хозяева, но и хозяев, и что из этого получилось.Прошлись мы этими анфиладами, посмотрели на гербы, спальни, альковы и театр, но вот странно, осталось впечатление того, что хоть и дышит все стариной, но какой-то разграбленной и по-быстрому подмазанной совсем недавно. Даже Версаль, при всей его недоделанной реконструкции, производит впечатление того, что если и делают реставрацию, пусть мало, но качественно. Тут же - белилами, через раз, и сойдет.

Ну ладно, не нам им указывать, они хоть сохранили следы своей истории. Посмотрели мы и на современный город по другую сторону замка - проэкт пятиэтажек и девятиэтажек был один на все страны Варшавского договора. 

Остаток дня мы провели блуждая по улочкам старого города, заходя в магазинчики и снимая, снимая всю эту красоту на камеру. Ну, долго ли сказка сказывается, а подошло время ужина. Я заблаговременно узнал о ресторане в подземелье, и мы заказали столик. Вообще весь центр города связан подземными переходами, так что, например, из музея пыток довольно легко перейти не только в соседний дом, но и в следующий, а за ним в следующий, и т.д.

И вот сидим мы в таком подземелье, за дубовым столом, потолочек низенький, свет электрический, проходики узенькие, да и пройти там не так чтобы легко - в общем, именно то, как представляет себе кошмар клаустрофобик. Но мы, слава Богу, не из таких. Заказал я себе ногу и пива немало, жена с сыном тоже взяли национальной чешской еды. Посидели отлично, вот только вентиляция в данном подземелье не очень, табачный дым мне слегка мешал. При выходе на улицу было обнаружено, что пошел дождь, но, как я уже сказал, по подземельям легко добраться до любого здания на центральной площади. Спали мы хорошо, а на следующее утро, погрузившись в машину, мы двинулись в сторону Глубокой над Влтавой и Табора.

День седьмой. Особенности социалистической торговли. Замок. Прага.

Выехали мы из Крумлова и поехали по направлению к Глубокой над Влтавой. Едем, обгоняем трактора и разные машины, а кругом поля и перелески. Красиво, раздольно, погода чудесная. И тут пшеничное поле. Жена вспомнила, как в детстве она с подругами ела колоски, сорванные на колхозном поле. Вспомнив свои детские налеты на соседские дачи, я не стал выяснять, почему она расхищала социалистическую собственность, бесстыдно поедая ее в сыром виде. И вот, под впечатлением воспоминаний детства, жена требует остановить машину.  Не успел я остановиться, как она распахивает свою дверь, перепрыгивает на пшеничное поле и зовет сына принять участие в "покосе". Скажу честно, мне эта затея не понравилась, я опасался мести голодных комбайнеров. Вняв моим мольбам, жена с сыном вырвали примерно пол-квадратного метра урожая вместе с землей и завалили все это в машину с радостным криком "Гони, трус!".  Я попытался съязвить, спросив, собираются ли они есть до завтра, раз они так запаслись кормом. В ответ я получил под нос пучок колосков вперемешку с землей со словами "Хочешь?!". От дальнейших шуток я воздержался.

Ну едем мы, значит, скоро уже Глубока над Влтавой, и вдруг видим - на обочине на стареньком стульчике сидит бабка в платочке, а перед ней два ведра - с грушами и сливой.  А на шоссе, надо сказать, мы одни. Бабку я давно заприметил и слегка притормозил, чтобы посмотреть, что же у нее в ведрах. Повеяло детством, базаром, летом, семечками и т.д. И тут все мои воспоминания прерывает вопрос сына:

- А кого она тут ждет? Ее тут кто-то забыл?

Сначала я даже не сразу понял вопрос. Жена оказалась сообразительнее. Она ответила, что бабушка продает груши и сливы. Ребенок описал полный круг  совершенно ошалевшими глазами  и очень глухим голосом сказал только одно слово:

-КОМУ?

Я тщетно пытался подавить смех, пока жена втолковывала нашему американцу принцип частной социалистической торговли в сельской местности. Принцип он понял легко, но следующие пару вопросов ясно показали, что даже ребенок способен составить правильное впечатление об эффективности данного метода. И тут показался замок. Даже не так - Замок. Если и есть Замок из сказок - это тот, на берегу Влтавы, в месте, называемом Глубокая. Писать много о нем не буду, во-первых, он небольшой, а во-вторых, это, как и многое другое в этом мире, надо видеть. Скажу только, что башня Охоты произвела на меня впечатление. Начиная с самого низа, ко всем стенам по кругу прибиты рога оленей с подписями, кто и когда этого оленя убил. И начинается отсчет с 1400-какого-то года. При замке большой парк, и в нем тематические развлечения - прогулки на лошадях, поездки на лодках, гуляние по дорожкам и стрельба из лука и арбалета. Я с сыном настрелялся. Из лука, конечно, точнее, но зато из арбалета намного убойнее. Мы задержались в этом замке дольше, чем предполагали, поэтому решили не заезжать в Табор, а ехать прямо в Прагу.

Доехали мы до Праги без особых приключений, гостиницу тоже нашли довольно быстро, а потом поехали сдавать машину. Но об этом в следующей части.

Дальше