Italy - Part 2

Глава вторая.

День четвертый. Художественный пылесос. Флоренция - часть первая.

Рассчитавшись с гостиницей, мы взяли билеты на "Евростар" - скоростной поезд, обслуживающий страны Евросоюза.
Должен заметить, что сам поезд порадовал. Переезд из Венеции во Флоренцию занимает 2,5 часа, и они пролетели незаметно в мягком сидячем вагоне. Я даже из любопыства посетил вагон-ресторан. Чипсы, шоколад и, как и везде, бутерброды, зато "фул бар" по части крепких и не очень напитков.
Туалету тоже не сравниться с тем, что я помню по союзным временам. В Италии большинство народа использует общественный транспорт, что, в принципе, и не удивительно, если учесть, что самый дешевый бензин, который мы видели там, был 2.47 евро за литр. Поезда же и межгородские автобусы очень комфортабельны и, как правило, прибывают к пересечению линий городского транспорта. Единственное, в чем можно их упрекнуть - довольно часто расписание нарушается, то есть, задержки не являются ЧП и информация о расписании довольно запутанная.
Мы благополучно добрались до гостиницы и, оставив там свои вещи, отправились в город. Резервируя гостиницы, жена старалась найти не слишком дорогие "бэд энд брэкфэст", расположенные в непосредственной близости от очагов туристической жизни. Надо отдать ей должное, гостиницы превзошли все мои ожидания. Все три были то, что в Америке называется "фэмили ран", то есть маленькие, уютные и со своим непередаваемым шармом домашнего пансиона. Такая была и эта - в доме постройки конца 18-го столетия был выкуплен последний этаж и перестроен под гостиницу на 6 номеров. С балконами в каждом номере и цветами в горшках на этих самых балконах.
Церковь и музей Медичи были в блоке от нас и, недолго думая, мы посетили оба этих заведения. Если кратко описать впечатление от увиденного - большинство Медичи страдало ожирением, тягой к тяжелым золотым вещам и неконтролируемыми порывами отравить/удавить/зарезать всех, кто в данную минуту был под рукой. В общем, нормальные люди, мы встречаем тысячи таких же ежедневно на улице. Из живописи предпочитали свои портреты в виде святых. И вот эта милая семейка славно развлекалась, отправляя к праотцам людишек партиями и поодиночке, а когда людишек становилось мало, радостно колбасили друг дружку. Позже, в Риме, мы видели еще одну такую семейку - Боргезе, но не будем забегать вперед.
Выйдя из музея и свернув за угол, мы неожиданно попали в самую гущу восточного базара. Такого базара, в его прямом смысле, я не видел со времен челноков и первых лет польско-украинской торговой "дружбы". Лотки тянулись до самого конца улицы, народу была тьма, смуглые ребята явно арабо-турецкого происхождения деловито расхваливали свой товар ошалевшим туристам, кои были увешаны фотоаппаратурой, как елка игрушками. И карта в руках. В Италии турист всегда с картой. Если в Сан Франциско турист всегда приятного синего цвета и в неизменных шортах с футболкой (в Сан Франциско всегда солнечно, и климат очень ровный и мягкий, не правда ли?), то в Италии туриста отличает карта. Остальные приметы варьируются, например, фотокамера может быть, а может и не быть, путеводитель можеть быть от "Fodors", а может быть "Italy for Dummies", но карта есть всегда.
- Грета, а где мы? Как называется эта пьяца?
- Ганс, не морочь мне голову, лучше посмотри, какие чудные шарфики. В нашем Пердошвальце таких нет. Давай возьмем 28 штук на подарки?!
- Грета, не сходи с ума! Как называется эта пьяца?
- Ох какая сумочка, мы просто должны ее купить, она чудно будет гармонировать с цветом твоего лица...
Сама Флоренция на удивление маленькая, но если верить итальянцам, то в год Флоренцию посещает около 6 миллионов туристов. Все исторические места расположены компактно, в центре города. От крайней северной достопримечательности (Академия) до южной (дворец Питти) минут 40-45 ходьбы пешком.
Осмотрев страсти семьи Медичи, решили мы прогуляться в местный ботанический сад, а заодно посмотреть часы работы собора святого Марка и Академии. (Я не перепутал, именно святого Марка. В каждом уважающем себя итальянском городе есть собор святого Марка или Петра, все равно как площадь Ленина или улица Карла Маркса в советских городах.)
Каково же было наше изумление, когда, дойдя до сада, мы обнаружили, что он обнесен средневековым забором с чугунными пиками по верху, а все ворота надежно увязаны цепями, а уж на цепи навешаны замки размером с собачью будку. Заплеванная табличка гласила, что сад по выходным работает с 9.30 утра до 1.30 дня, а в рабочие дни закрывается РАНЬШЕ на час! Утреннее единение с природой по графику, так сказать.
Жена расстроилась - очевидно, осмотр итальянских древесно-волокнистых входил в ее обязательную программу. Желая ее развлечь и развеселить, я предложил проверить качество местной кухни, а если более конкретно - размер отбивных без пасты и качество красного вина. В ответ на это, казалось бы, невинное предложение, я был назван бездуховным чудовищем, которому абсолютно чуждо чувство прекрасного. Я ничего не имею против рододендрона, да и слово "пихта" мне тоже импонирует, но должен все же сказать, что я никогда не понимал, КАК, к примеру, осина, может вызвать чувства, сходные с видом дымящегося бифштекса после почти 7 часов голодовки? В общем, побродили мы еще, заглянув на площадь возле Дуомо (центральный собор Флоренции), а затем поели в одной из близлежащих тратторий. Ужин был настолько хорош, что мы вернулись в это место еще раз накануне нашего отъезда из Флоренции.

Есть несколько вещей, которые бросились нам в глаза сразу по приезду в столицу Ренессанса. На улицах Флоренции появились черные и цыгане, чего не было в Венеции. Справедливости ради надо отметить, что именно во Флоренции, впервые в Италии, мы услышали русскую и украинскую речь (не суржик, а именно украинскую).
Что самое неприятное - Флоренция оставила (в отличие от Венеции, Сиены и Рима, где тоже кормятся за счет туристов, но не так бесстыдно) впечатление пылесоса по вытягиванию денег. То есть, иллюзий по поводу данного предмета мы не питали, тратить на себя, любимых, тоже любим, но та наглость, с которой туристов обдирают во Флоренции, может достать любого.
Как пример - во дворце Питти экспозиция нормального размера разбита на 3, и все они разнесены по разным этажам в то время как залы стоят пустые. Скорее всего, это сделано для более легкого контроля над потоками туристов. Вход в главный собор (Дуомо) не включает в себя плату за пристройки или "запасники". И дело даже не в деньгах, разбивка на мелкие "музейчики" увеличивает количество очередей в кассы, в сам "музейчик", в камеру хранения зонтиков и фотоаппаратов и т.д.
Очень порадовало то, что кроме платы за аудио путеводители и подарочные буклеты (что абсолютно нормально), итальянцы додумались продавать бумажные планы 3-хзального музея, причем план нельзя посмотреть перед покупкой :)
Ну и то, что порадовало лично меня - почти все, за редчайшим исключением, государственные музеи оперируют в своих расчетах наличкой, в то время как почти все церкви/монастыри/соборы, принадлежащие церкви, берут кредитки/АТМ/трэвэл чеки и т.д. Видно, в небесной бухгалтерии работает меньше консерваторов :)

День пятый.

Поговорив накануне с хозяйкой нашей гостиницы и послушав ее совета о том, что в галерею Уффици и Академию надо или заказывать билеты, или пытаться попасть с утра пораньше, мы решили брать галерею на рассвете, "пока весь город спит". Как оказалось, таких "штурмовиков" было немало. Пришлось постоять в очереди, и это в 7.30 утра. Мы немного поворчали, зато как же мы радовались, выйдя из музея часов в 12 дня и увидев, что пустынная площадь перед музеем теперь просто забита народом, и очередь вьется огромной змеей вокруг двух соседних зданий. Что сказать о галерее? Очень неплохо и, пожалуй, лучший музей во Флоренции. Побродив по площади и поглазев на разнообразные статуи, мы сходили во дворец Веккио
Не могу не отметить двух деталей в этом музее. Во-первых, центральный зал, перестроенный из внутреннего дворика замка, впечатляет. (3 стены замка были в свое время крепостными, но один из оригиналов эпохи Возрождения решил перекрыть бастион и сделать замок). Во-вторых, статуи с мужскими состязаниями, в которых, судя по всему, средства не очень выбирались.
Насмотревшись таких, леденящих сердце любого мужчины, ужасов, мы решили проветриться и спуститься к реке, а заодно посмотреть на знаменитый Понте Веккио.
Трудно было не заметить, что река зелена, и если в ней и есть что-то живое, так это неизменные пару китайцев на берегу с тем же неизменным у-шу. А вот мост... Представьте себе длинный ряд ювелирных магазинчиков, которые забиты красномордыми американцами и немцами в безразмерных шортах и с пальцами размером с сардельку. Выражение "Люди гибнут за металл" приобретает тут совсем другой смысл. Во всей этой немыслимой толпе крутятся черные, продающие очки и "картины", цыганва, трясущая привязанными язвами, толпы то ли школьников, то ли студентов с безразмерными тетрадями, японские туристы, зизгагом передвигающиеся с одной стороны на другую и залпами фотографирующиеся. Надо отдать должное - выбор золота велик и дизайн изделий разнообразен. Я видел пару цепей, размер и дизайн которых заставили бы любого "браза" стыдливо запахнуть куртку и уйти домой вешаться от зависти. А уж про размер распятий я не говорю. Шея, способная носить такое, должна выдерживать удар ломом без всяких проблем. Хотя, в то же время, были довольно ажурные изделия. На заметку любителям драгоценностей - на мосту Веккио, если не оговорено в ценнике, все "бриллианты" - кубическая циркония. В золоте, платине и т.д. Это делает драгоценности "более доступными", как ответила на мой недоумённый вопрос одна из продавщиц.
Поднявшись назад к Дуомо, мы решили перекусить. Все кафе были забиты. Пришло время рассказать и о еде.
Мы, конечно же, читали перед поездкой о правиле "еды стоя". Об этом писали везде, где только можно, но все же мы не ожидали ТАКОГО. Правило заключается в следующем - если покупатель берет кофе (о нем разговор пойдет особо немного ниже), сэндвич, пирожок, стакан воды и т.д и выпивает/съедает все это, стоя возле стойки бара, он платит цену, обозначенную в витрине/ценнике. При этом он, естественно, мешает следующему покупателю подойти к стойке, бармену/продавцу обслужить этого следующего покупателя, официанту забрать заказ и т.д. Как результат - танец с кофе и слоеным пирожком под равномерные залпы "Скузи!!!". При этом надо всегда помнить, что одна из основных задач бармена/продавца - забрать вашу чашку при первой же возможности, после первого же вашего глотка.
Совсем другая картина, если вы садитесь за столик. Тогда вас обслуживает официант, и никто вас никуда не торопит, но, как результат, покупатель платит тройную цену. И когда я пишу "тройную", я имею в виду именно тройную (хотя иногда берут и дороже). То есть, если чашка дабл эспрессо возле стойки стоит примерно 1.60 евро, то сидящий за столиком заплатит за эту же чашку эспрессо не меньше 5-ти евро.
Чтобы не было вопросов и разногласий, итальянцы уничтожили скамейки как класс. Пожалуй, единственное место, где мы видели скамейки, был парк Боргезе в Риме. Но от него до ближайшего кафе было километра 3 по пересеченной местности. Но, как вы понимаете, одними скамейками вопрос было не решить. Ибо ведь можно взять кофе "ту гоу", правильно? А вот вам... храмовая башня! Одноразовая посуда разделила печальную судьбу скамеек. То есть, пили и ели мы все равно за столиками, но сама постановка вопроса, когда людей насильно заставляют запихиваться возле стойки на скорую руку, напрягает. Особенно в обеденное время, когда к стойке практически не подойти, хотя бы для того, чтобы оценить, какие сэндвичи тут есть и что конкретно из выпечки данное заведение предлагает.
Перекусив и выпив кофе (настоятельно рекомендую эспрессо или горячий шоколад, тут такого нет, он почти ТЯНЕТСЯ, такой густой!!! Все, про Кофе уже было... :)) мы осмотрели Дуомо, а затем поднялись на колокольню Жиото, что рядом с ним.
414 ступенек. Без лифта. По винтовой круууууууутой лестнице без перил, где двум людям моей комплекции надо прижиматься к стенам, чтобы разойтись. 5 площадок. Но мы-то без груза, только камера, а вот на 3-й площадке сидел мужик с огромным рюкзаком. Весь в мыле и печали. Зато какие виды.
Закончили мы туристическую программу посещением церкви Марии Новеллы. Понравилось, единственное "но" - проходы сделаны прямо по надгробным плитам, которые являются частью пола.

День шестой. Сиена - средневековая сказка.

Благополучно найдя остановку междугороднего автобуса, мы поехали в Сиену. Судя по расписанию, езды должно было быть часа на полтора. Все так и было, за исключением того, что из Флоренции мы выезжали минут 40. Почти перед самым выездом из города автобус взяли штурмом контролеры. В Италии вообще часто проверяют билет, а я уже, признаться, отвык от вида людей в форме и с высокими кокардами, требующих билеты стальным голосом. Но итальянцы тоже не лыком шиты, примерно у трети автобуса билетов не было, зато были какие-то бумажки размером с пол-простыни, запаянные в целлофан, писульки, корочки, значки и нагрудные знаки ветеранов сицилийской мафии. Контролеры трудились в поте лица, записывая что-то в толстые блокноты, отбирая писульки и радостно пробивая дырки в корочках и удостоверениях. Все это не останавливая автобус, громко переговариваясь и бесцеремонно разглядывая прелести пассажирок. Закончив весь этот цирк на колесах, они наорали на водителя, который в отместку так осадил автобус, что они оба, почти перелетев весь салон, вывалились через переднюю дверь. Один из них, практически не останавливаясь, подбежал к гражданке лет 30, стоящей на остановке, и начал ее целовать, стараясь одновременно сломать ее в талии, которую он прижимал к себе двумя руками. Гражданка сопротивлялась, но как-то не очень активно. Может, это ее знакомый, а может, это такая традиция на этой остановке.
Сразу хочу оговориться, Сиена очень понравилась. Туристов там не так уж много, музеев тоже кот наплакал, но весь город дышит непередаваемым ароматом старины. Улочки, улочки, узенькие и крутые, стены домов из камней и выщербленного временем кирпича, огромные ворота с массивными медными ручками-стучалками, почти в каждом доме - низенькие перекошенные черные двери для прислуги...
И нет современных домов... Вообще. Недаром нам говорили - "хотите побывать в средневековом городе - езжайте в Сиену". Ни один из других городов в нашем списке и рядом не стоял по той атмосфере старины, которую мы почувствовали в Сиене. И в Риме, и во Флоренции, и даже в Венеции явно чувствовался 21 век чуть ли не во всем, а тут... Иногда, глядя на настенные украшения или вниз на пустынную улочку, казалось, что вот сейчас из дома выйдет мужик в панталонах и со шпагой на боку.
Мы провели в Сиене весь день, посидели на Пьяце дель Кампо (центральная площадь и место ежегодных скачек и парада флагоносцев), порадовались за городской магистрат, заседающий в одном и том же здании каждый год, а точнее, с 1257 года :) Традиция у них такая :) Оценили потуги рекламы Wells Fargo, увидев надпись на банке Сиены - "С 1089 года", пообедали в очень хорошей траттории, и ближе к вечеру поехали обратно.
Ах да, почти все обочины дорог между городами, поля и просто свободные места в скверах и парках алеют маками. В некоторых местах просто алый ковер. Очень красиво.
Приехав домой и сидя на балконе (откуда нам были видны торговые киоски внизу), мы наблюдали следующую сценку. В Италии во всех газетных киосках вверху (над окошком и под обрезом крыши) вывешена различная порно продукция. В основном, DVD. Сидим мы, значит, треплемся, пьем пиво, обсуждаем планы на завтра, время уже ближе к полуночи, и улицы пустынны, и вдруг видим следующее: возле лотка останавливается машина, оттуда выходит дядя средних лет и начинает перебирать и разглядывать порно DVD. Ну, мы посмеялись, вспомнили анекдот про "журналы листать двумя руками" и т.д, и вдруг видим - дядя решился на покупку. Берет он это DVD и на ходу к своей машине начинает ЗУБАМИ сдирать пленку с дивидюхи... Затем садится и уносится со скрипом в мерцающую даль... Я, конечно, понимаю, что "время не ждет", но не дай Бог ТАК оголодать. (И да, в наличие DVD проигрывателя в его Пежо я не верю :))

День седьмой. Флоренция - часть вторая.

В наш последний день мы решили сходить во дворец Питти и сады Боболи, а затем, уже на излете, добить Академией. Экспозиции дворца Питти понравились. Чудесная коллекция гемм, драгоценных украшений, предметов культа и драгоценной посуды. Неплохая и, что немаловажно, разнообразная подборка живописи. Объясню, почему это важно. За нашу почти полную неделю в Италии мы пересмотрели просто чудовищное количество картин, полотен во всю стену, фресок, мозаики и т.д. Надо отдать должное, многое написано с величайшим искусством и производит впечатление. Проблема (по крайней мере для меня) заключается в том, что 99.9% сюжетов - библейские, и повторяются они из раза в раз с незначительными отклонениями. Я понимаю, что другого трудно было бы ожидать, как говорится, "кто женщину обедает, тот ее и танцует", а, как известно, за обеды Микеланджело и Тициана платила именно она, католическая церковь.
Жене очень не нравились младенцы с лицами стариков, а мне девушки на полотнах. Кроме того, что им явно не мешало бы сесть на жесткую диету, создавалось такое впечатление, что художники рисовали им грудь в последнюю секунду и пользовались для этого блюдцем. Дикая диспропорция. Много картин жизнеутверждающих, как, например, распятие Христа, избиение младенцев, мучения святых, христиане и звери в цирке. Режут, распинают, жгут, насилуют, топят и рубят. Во всю стену и из зала в зал. Я стал лучше понимать, какие порывы руководили Медичи и Боргезе. Если бы не благотворное влияние моей кроткой жены, залы этого музея могли бы украситься фоторепортажем "Кофе, массово убивающий японских туристов за их вспышки".
Закончив с дворцом, мы поднялись в сады Боболи. Сады как сады, ничего особенного я в них не нашел (кроме вот этого). Пара скульптур, ванна на входе и создание пьяного садовника, которое ему удалось выдать за фонтан.
Покинув сады, мы просто пошатались по городу. Затащил жену в магазин женского белья, сам порадовался, Виктория Сикрет и рядом не лежала, и жена осталась довольна. А уж как я доволен :)) Посетив около полудюжины таких же "достопримечательностей", я решил, что жена без проблем продолжит сей маршрут, и, оставив ей кредитки, сам пошел в Академию.
Мы заранее прочли, что все здание Академии было создано ради одного единственного экспоната - Давида Микеланджело. Потом у них там накопилась еще какая-то дрянь, типа заготовок для скульптур, и они из этой дряни сделали еще 3 зала. Жена мне заявила, что она достаточно насмотрелась на голых мужиков с отбитым мужским достоинством. И в чем-то она права, может, одно время в Италии была мода собирать мраморные гениталии, а может, они оскорбляли чей-то моральный облик (да, да, именно Веллер :). В общем, по большинству статуй кто-то прошелся с молотком. Даже у лошадей перед президентским дворцом остались только яйца. О мужиках, которые держат этих лошадей, я даже не говорю. У них не осталось и того. В общем, мое замечание о том, что, судя по фото, Давид сумел пронести через века свое достоинство нетронутым, не придало жене энтузиазма. Иронически фыркнув, жена удалилась в сторону очередного магазина.
Благополучно добравшись до Академии, я зашел в переполненный людьми зал, посреди которого возвышался Давид. Нужно отметить, что я, как, наверное, и большинство людей, судящих по фото, думал, что сама статуя чуть выше среднего человеческого роста. Оказалось, что сама статуя 4 с лишним метра и стоит она на почти 2-х метровом постаменте. То есть, впечатление производит. Большой дядя. Фотографировать там, конечно же, нельзя, но, пользуясь тем, что люди стоят плечо к плечу, я настроил камеру, не снимая ее с шеи, и сделал снимок.
Только я собрался обойти статую сзади и сделать еще один снимок (позади статуи собрались одни женщины и что-то оживленно обсуждали), как вдруг услышал позади себя знакомое до боли:
- Ну это же просто о...ть можно!
Я, конечно же, резко обернулся, чтобы посмотреть на восхищенного ценителя искусства. И встретился глазами с его женой. Сомнений в том, что я ее соотечественник, у нее не было, и если попытаться перевести ее извиняющийся взгляд, то было бы примерно следущее: "Ну что я могу поделать? Я его уже и в Европу, во Флоренцию, в музей к великим произведениям, а он каким был, таким и остался." Я ободряюще ей улыбнулся, типа, отчего же, понимаю, сам такой, а она так зашипела на своего, что рядом стоящая пара просто шарахнулась в сторону.
Купив на обратном пути подарок сыну, я вернулся в гостиницу, дождался жену, и мы начали подготовку к переезду в Рим.

Дальше